Val: Автостопом по Кавказу

Спич на тему
Стихи

Такой непознанный Кавказ

(Автостопное путешествие по маршруту Санкт-Петербург - Волгоград - Элиста - Махачкала - Дербент - Грозный - Пятигорск)

Кавказ… Всё в нём какое-то гордое и взрывоопасное, как и сами горы… Было в нём место, которое почему-то меня манило. Это побережье Каспийского моря. Не знаю чем. Наверно какой-то своей дикой загадочностью.

Я как раз обдумывал, куда бы поехать в отпуск, когда неожиданно проявилась Катя и предложила съездить с ней автостопом в Махачкалу.

- А что, поехали! - решение поехать родилось как вспышка.

Перспективы обрисовались радужные: несколько дней мы живём в Махачкале у Катиных друзей и обозреваем местные достопримечательности. А потом можно рвануть на Чёрное море.

Интересно, что при этом Катя почему-то обязательно хотела посетить Грозный, а я - Пятигорск. Однако в начале я не придал этому особого значения…

Автостопом до Волгограда

Итак, автостоп. На самом деле Катя - уникальный человек. Она - автостопщица, которая рискует ездить автостопом по России в одиночку.

Но Кавказ - другое дело. Там другое отношение к женщине. Женщина там не может быть без мужчины…

Мы стартовали вечером с Московской трассы за Любанью. И за сутки доехали до Волгограда. Это был Мегарывок. В одной из фур нам удалось с Катей попеременно поспать.

Следующие сутки мы отсыпались в палатке и посещали баню. И только к вечеру вышли на трассу на Элисту - столицу Калмыкии.

Элиста

- Сейчас мы попадём совсем в другую страну, - предупредила Катя.

И действительно, пограничный пост, люди с автоматами, вопросы откуда вы и зачем. До Элисты доехали на новеньком пустом Камазе с жёсткими подвесками, который в составе колоны перегонялся в Дагестан. Пришлось потрястись.

Ну а в Элисте нас встретили Катины знакомые. Катя вообще богата на знакомых… И устроили нам экскурсию по ночному городу. Оказалось, что калмыки - буддисты. А в городе огромный буддистский храм (дацан).

То, что Калмыки буддисты - это вообще не укладывается в сознание. Но это так. Далеко на западе в отрыве от главных своих центров буддизм имеет своё маленькое, но достойное представительство.

На следующий день мы были уже в Махачкале - столице Дагестана - и попали под крылышко к очередной гостеприимной семье.

Махачкала

Дагестан, как оказалось, - махровое исламское государство. И достаточно большая часть женщин ходят по городу чуть ли не в парандже.

Но самое настоящее потрясение я испытал на пляже: девушки там или не купаются вовсе или, если и купаются, - то практически все делают это в длинных чёрных платьях. Кате пришлось за неимением платья полезть в воду в спортивных штанах, чуть при этом не потеряв их когда, зазевавшуюся, её накрыла неожиданно высокая волна…

О том, что Дагестан - это всё-таки Россия говорит то, что все общаются на русском. Видимо русский - это язык международного общения. Ведь в Дагестане 38 народностей.

Следующий день в Махачкале ознаменовался походом в Исторический музей, довольно большая часть экспозиции которого посвящена Имаму Шамилю.

Имам Шамиль

Как известно, в 19-м веке Россия вела долгую войну на Кавказе. Одним из руководителей горского движения был Имам Шамиль.

Так вот Шамиль - это символ Дагестана. Однако это вовсе не означает, что Шамиль - антироссийский символ.

Дело в том, что Российское правительство и военное командование относилось к Шамилю почтительно и после его пленения попыталось что ли сделать его своим союзником. Шамилю показали достижения Российской культуры, науки и промышленности. Ему что ли предложили принять за основу принцип мирного сосуществования, в результате которого обе стороны остаются в плюсе.

Дербент

Изучив Махачкалу, мы отправились в Дербент. Это часа 2 к югу от Махачкалы. Дербент - город очень древний, расположен на границе с Азербайджаном в самом узком месте равнинной полосы, что тянется вдоль Каспийского моря и горами. По этому проходу орды захватчиков стремились попасть из Передней Азии в Европу. И натыкались на крепость Дербент, перегораживающую этот проход. Других путей не было, разве что горными тропами.

Дербент - ну абсолютно восточный город. Русскости там нету ну абсолютно. Именно такими мне представлялись восточные города, когда я читал в рассказах о Ходже Нассредине описания Бухары, Самарканда и прочих городов средней Азии.

Чечня

В конце концов наше время пребывания в уютных гостях в Махачкале подошло к концу и нам предстояло двигаться дальше - через Чечню, Ингушетию, Северную Осетию, Кабардино-Балкарию и Пятигорск в Туапсе.

В Чечню мы попали окольными путями, минуя блок-посты. Светиться и отвечать на вопросы не входило в наши планы. Однако, как оказалось, скрыться из виду в Чечне невозможно. Нам просто не дали ехать самостоятельно. И в Гудермесе заставили сесть на маршрутку до Грозного.

В Грозном меня не покидало чувство что ли раздетости. Настолько незащищённым я ощущал себя в этом каком-то до рези в глазах прозрачном городе.

Я шагал по городу и не понимал, что будет дольше. Точнее я понимал, что поставить палатку будет невозможно. Потому как слишком много внимания привлекали к себе эти двое непонятных молодых человека с туристскими рюкзаками.

И скоро у нас появился сопровождающий, вызвавшийся показать город. И первым делом Катя попросила отвести нас в магазин, где продают местную этническую музыку…

Через какое-то время первый провожатый сдал нас другому провожатому. И это стало самым стрёмным этапом нашего путешествия.

- Будете ночевать у меня.

Слиться не было ну никакой возможности, потому что некуда.

- Если меня увезут в горы, - прошептала Катя, - то лучше мне умереть, чем становиться наложницей… - Хорошая шутка…

Итак, мы ехали в гости к Саше, сотруднику чеченского ОМОНа…

Который был неподдельно восторжен тем, что увидел здесь нас… И всё задавал вопросы про наши путешествия. И водил нас показывать своим родственникам как некую диковину. А те кормили нас и тоже дивились…

Потом мы снова поехали смотреть город, он как мог угощал нас и даже заказал какую-то русскую песню местному певцу. Что было, конечно, лишним, потому как сбежались мрачные люди с бородами и автоматами…

- Понимаешь, - говорил Саша, - сейчас те, кто служит в местной милиции - это же бывшие боевики - те, кто сам явился к Кадырову с повинной. Они же никуда не делись.

- А ты тоже участвовал в военных действиях?
Саша улыбнулся.

- Нет. Я же не полнокровный чеченец. Полукровка. Считайте, что вам повезло.

Утром он отвёз нас на блокпост, попросив своих, чтобы посадили нас на машину в сторону Ингушетии.

Пятигорск

То, что к вечеру мы достигли Пятигорска - это не могло не радовать. Наконец-то я увидел русское население, наконец-то я поел борща, а в Катю даже залили грамм 30 водки с солью - чтоб привести в чувство её взбунтовавшийся желудок.

Заключением нашего путешествия стало наше разделение: Катя отправилась автостопом домой, а я свернул к Чёрному морю.

Веселье, расслабуха и беззаботность. А ведь где-то совсем рядом совсем другая культура, радикально другой мир…